Как заниматься дома с ребенком, если он не может сконцентрировать свое внимание на выполнении домашних заданий.
Наша ассоциация учреждена, чтобы помочь детям и взрослым людям с такими трудностями как дислексия, дисграфия и дискалькулия. Активно об этих проблемах начали говорить совсем недавно. А вот СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), уже достаточно давно обсуждается, в обществе знают о его существовании и трудностях, с которыми сталкиваются дети.
● Явным образом СДВГ выражается трудностями в обучении, в том числе — сложностями концентрации внимания, усидчивости, восприятия учебного материала.
Специалисты по СДВГ предлагают ряд мер, чтоб корректировать такие проявления. Эти меры можно применять как для детей с диагностированным синдромом дефицита внимания и гиперактивности, так и для того, чтоб просто помочь ребенку без СДВГ легче справляться с учебой.
● Если вы видите, что ребенок непоседлив и постоянно отвлекается, а вы пытаетесь с ним, например, выучить стихотворение, постарайтесь присмотреться к тому, как он лучше воспринимает вашу речь? Может, ему проще что-то крутить в руках, под столом толкать мячик, а может, слушать вас и одновременно рисовать?
В мае на вебинарной площадке Ассоциации родителей и детей с дислексией учитель, журналист, администратор форума «Наши невнимательные гиперактивные дети» Ирина Лукьянова прочитает серию вебинаров на эту тему.
Занятия с гиперактивным ребенком дома требуют от взрослого, который с ним занимается, очень много спокойствия и самоорганизации: в самом деле, трудно организовать ребенка, если сам постоянно отвлекаешься и нервничаешь.
Делать уроки с ребенком — занятие нервное. А нервное оно потому, что ребенок работать не хочет и не может, взрослый оказывается бессилен справиться с этой ситуацией и пытается воздействовать на ребенка уговорами, криками, давлением, принуждением. Для того чтобы стало полегче, нужно пересмотреть подходы к совместной работе над домашними заданиями.
● Первое, что помогает — это занять правильную позицию по отношению к ребенку: взрослый — не надсмотрщик за нерадивым рабом, не начальник, требующий от подчиненного безукоризненного выполнения работы. Ему нужна не сама работа как таковая, ему нужно, чтобы ребенок сам научился эту работу делать. А значит, помощь взрослого состоит не в том, чтобы заставить ребенка работать, а в том, чтобы мотивировать его, научить делать правильно и проверять себя.
Роль взрослого — помощь, а не принуждение. От него зависит, насколько ребенок будет чувствовать себя уверенно, насколько поверит в себя и свою способность осилить трудную работу.
● Второе — это правильная организация процесса: чем более ребенок невнимателен, тем большую роль в организации процесса приходится брать на себя родителю. Нужно помочь ребенку выработать привычные алгоритмы: сначала убрать со стола лишнее, потом выложить на стол нужное. Проверить задание в электронном дневнике, собрать недостающее с друзей. Это уже большая подготовительная часть. Справился? — отлично. Можно передохнуть — но не с гаджетом, а попрыгать, например.
● Вторая большая часть — собственно уроки. Что на завтра, на послезавтра? Нужно ли сделать часть какого-то большого проекта на месяц вперед? Что делать первым, вторым, последним? Начинать с трудного или с легкого? Можно вместе отметить нужные задания в учебниках и сделать в них закладки. Выписать на листочек список заданий на сегодня, повесить перед глазами и вычеркивать те, что уже сделаны.
Следить за паузами в работе: устал — отдохни (но не берись за гаджеты, они сразу перетянут на себя все внимание). Заодно можно поучиться самонаблюдению и самоконтролю: успеешь ли ты сделать уроки за один час? За полтора? Сколько тебе нужно времени на три предмета? Но для этого хорошо бы сначала родителю понаблюдать, как долго ребенок в состоянии удерживать активное внимание, сколько ему нужно, чтобы отдохнуть между занятиями, какие способы отдыха подходят лучше других.
Ругать ребенка за ошибки бессмысленно — это отобьет у него всякое желание работать дальше. Лучше помочь ему найти свои ошибки, аккуратно их исправить и похвалить за то, что получилось хорошо.
Если ребенок очень гиперактивен, ему можно позволить читать стоя или сидя на фитболе, мять в руках игрушку (очень хороши для этого продающиеся сейчас мягкие силиконовые игрушки с многочисленными щупальцами или пупырышками), жать эспандер — словом, совершать мелкие физические движения, которые помогают сохранять концентрацию на предмете. А вот качаться на стуле лучше не стоит.
Если ребенок еще маленький и у него есть серьезные проблемы с мотивацией, на первых порах можно дополнительно вознаграждать его за каждый выполненный кусочек работы — скажем, фишками, которые можно обменять на какой-то приз, или маленькими конфетками. Со временем необходимость в этих наградах отпадет, а навык делить большую работу на маленькие части останется.
А вот платить деньги за сделанные уроки или хорошие оценки — плохая идея: эта работа все-таки нужна самому ребенку, а не родителям.
Конечно, в одной небольшой публикации невозможно подробно рассказать о мелких хитростях, которые помогают делать уроки с невнимательным ребенком. В моей книге «Экстремальное материнство», которая посвящена воспитанию гиперактивных, невнимательных, импульсивных и неорганизованных детей, домашним заданиям посвящена целая глава. А с 11 мая по понедельникам на площадке Ассоциации родителей и детей с дислексией я буду вести серию вебинаров для учителей о том, как помогать детям с СДВГ в классе. Приходите! И приводите учителей своих детей.
Источник