Connect with us

Hi, what are you looking for?

Семья и дети

Цифровая гигиена: читать или не читать переписку ребенка

Цифровая гигиена: читать или не читать переписку ребенка

От многих современных родителей — а чаще всего и от более старших поколений — можно услышать критику в адрес подростков: «Уткнулись в свои телефоны — и ничего вокруг не видят!», «Все проблемы молодежи от этих компьютеров!», «Видеоигры негативно влияют на психику!» На самом ли деле технологии и гаджеты так вредны, как о них принято говорить, и как избежать зависимости ребенка от смартфона — рассказывает детский и семейный психолог Наталья Городулина.

Цифровая гигиена: читать или не читать переписку ребенка

Первое цифровое поколение

Воспринимать гаджеты в руках ребенка как абсолютное зло не совсем правильно. Любая техника — как атомная энергия, которую можно использовать и для получения энергии, и для создания оружия. Принесет ли смартфон планшет пользу или от него будет один вред — зависит от того, как и для чего его использовать. Наши дети — это первое поколение, которое с самого рождения живет в цифровом мире. А мы — первые родители, которые растят детей в таких условиях. Поэтому большинство проблем заключаются не в самой технике, а в том, что нет опыта, каких-то наработанных паттернов поведения — никто не знает наверняка, как правильно воспитывать детей в этом новом мире.

Когда речь заходит об играх и мобильных приложениях, родители больше всего опасаются, что дети с головой уйдут в виртуальный мир, игры, соцсети. И в этом случае, как правило, есть две стратегии поведения. Можно зажмуриться, закрыть глаза ребенку и делать вид, что компьютеров не существует. На мой взгляд, это проигрышная тактика: она будет работать ровно до тех пор, пока ребенок не выйдет в социум и не обзаведется друзьями, у которых есть компьютеры, телефоны и планшеты.

Второй вариант — махнуть рукой и сказать: «Да пусть сидит, зато с сомнительными компаниями не водится и ничем криминальным не увлекается». Тоже не лучшее решение. Я предлагаю другой подход: возглавить процесс и руководить! Так же, как мы знакомим детей с внешним миром и обществом, объясняя правила и предупреждая об опасностях, мы должны ввести детей в виртуальный мир.

Порог входа в цифровую реальность

В каком возрасте давать детям доступ к гаджетам, каждая семья решает самостоятельно, но есть и общие правила, применимые ко всем детям. До 2-3 лет ребенку в принципе не рекомендуется знакомиться с техникой. У дошкольников (от 3 до 5 лет) ведущий вид деятельности — игра и познание мира. Это должна быть реальная игра с реальными предметами и игрушками. Мозг еще не созрел, не развился полноценно, поэтому неспособен воспринимать абстрактную информацию. В этом возрасте детям нет никакой пользы от игр на мобильных телефонах и планшетах. Например, лучше показать животных в зоопарке, чем в приложении.

А вот детей 6-7 лет уже можно начинать знакомить с играми и полезными приложениями. Учить буквы и цифры, играть в шашки и шахматы, изучать строение Солнечной системы и созвездия. 20-30 минут ребенок может проводить за смартфоном или планшетом без вреда для здоровья. В возрасте 7 лет и старше можно постепенно давать доступ к компьютерным играм, учить пользоваться разными программами (например, по обработке фотографий), тренировать десятипальцевый метод печати и т.п. Важно, чтобы планшет, телефон или компьютер не стали «священной коровой» и не использовались как кнут и пряник.

Это рабочий инструмент — такой же, как пылесос, холодильник или телевизор, поэтому не стоит превращать его в метод наказания (отбирая за проступки) или поощрения (предлагая за хорошее поведение).

Гаджеты можно использовать для работы, учебы, общения и развлечений, соблюдая технику безопасности. Самое важное, на что должны обратить внимание родители, — это сколько времени ребенок в день тратит на планшеты или телефон и есть ли в его жизни другие занятия и развлечений.

Посчитайте, сколько в день ваш ребенок проводит за играми/просмотром видео (мультиков)/в мессенджерах/соцсетях, сколько это в неделю, в месяц. Потом посчитайте, как много времени ребенок ежедневно проводит, общаясь с вами (речь идет именно об общении, а не молчаливом пребывании в одной комнате, когда каждый занят своими делами). Сравните оба пункта и определите, насколько вас устраивает этот баланс. Если вы понимаете, что реальное время сильно больше того, что вам кажется разумным — пора вводить правила. Если ваши дети уже школьники — можно провести эти подсчеты вместе с ними и обсудить результаты.

Кроме того, немалую роль играет и личный пример. Если мама и папа весь день у компьютера или с телефоном в руках — почему дети должны хотеть чего-то другого? Если ваша работа привязана к компьютеру — показывайте и рассказывайте детям, чем вы занимаетесь, какие программы и для чего используете. Если вы большей частью в телефоне в качестве развлечения, тостоит задуматься о том, какой это пример для ребенка.

Виртуальный мир для навыков реального мира

Гаджеты предлагают огромный выбор самого разного полезного, развивающего, развлекательного и познавательного контента. Например, компьютеры и планшеты можно использовать вместо телевизора — и в этом их большой плюс, поскольку можно не смотреть навязчивую рекламу, после которой дети начинают требовать у родителей дорогие игрушки. Учите детей осознанному подходу. Возможность выбирать, что читать, смотреть, изучать — это большое преимущество компьютеров перед телевидением.

Большинство детей с удовольствием выберут мультфильмы — и нет необходимости их отговаривать и пытаться предложить какое-то «полезное» и обучающее видео. Современная анимация прежде всего ориентируется не на то, чтобы дать детям академические знания и прикладные навыки, а на то, чтобы пробудить в ребенке любопытство, зажечь желание исследовать мир и самостоятельно искать ответы на разные вопросы. Мультфильмы вдохновляют воображение, а оно, в свою очередь, способствует развитию эмоционального интеллекта и эмпатии, учит ребенка примерять на себя чужую ситуацию и принимать непохожесть людей друг на друга как самую естественную вещь.

Помимо этого, воображение способствует развитию нестандартного способа мышления: ребенку легче выходить за установленные рамки, предлагать оригинальные, нестандартные и смелые решения, быстрее и проще адаптироваться к новой обстановке и гармонично вписываться в коллектив.

Кроме того, мультфильмы в игровом формате учат детей социальным навыкам, рассказывают о важности дружбы и взаимовыручки, показывают различные жизненные ситуации и демонстрируют в понятной детям форме, как с ними справляются герои. Например, персонажи из вселенной мультфильмов телеканала Cartoon Network «Бен-10» — Бен и его кузина Гвен, которые нередко спорят и ссорятся, как все братья и сестры, однако они всегда готовы прийти друг другу на помощь, и любая, даже самая фантастическая инопланетная, опасность отступает, когда они действуют вместе.

Или мультсериал «Вся правда о медведях», который рассказывает о трех разных мишках — Буром, Белом и Панде. Несмотря на то, что персонажи очень разные как внешне, так и по характеру, и по психологической конституции, они очень трепетно относятся к своей маленькой семье, опекают

друг друга и справляются с трудностями всегда вместе. Именно на такое развитие эмоционального интеллекта, эмпатии и воображения нацелена современная анимация, и с этой точки зрения гаджеты могут стать хорошим помощником родителям.

Правила поведения

Ко мне как к психологу очень часто обращаются родители подростков с одной и той же проблемой: ребенок не хочет учиться и целыми днями сидит в компьютере. Во всех этих случаях есть одно общее: в семье не были установлены правила пользования гаджетами. Вводить правила в подростковом возрасте, когда идет обострение взаимоотношений, сложно, поэтому нужно делать это сразу, как

только ребенок получает доступ к технике.

✳️1. Определите, что ребенку можно, а что нельзя.

✳️2. Определите время пользования — сколько и в какой период дня ребенок может провести за гаджетом. За час до сна следует исключить любые устройства.

✳️3. Рассказывайте про устройство компьютерных игр — объясните, что они специально делаются так, чтобы не хотелось останавливаться. В них предполагается легкая добыча и победа — монетки и призы: все это вызывает в мозгу выработку дофамина (гормона удовольствия), и хочется играть еще и еще.

✳️4. Рассказывайте про рекламу, учите закрывать, отключать ее, не переходить к покупкам.

✳️5. Не привязывайте карту к аккаунтам, которыми пользуется ребенок, чтобы он не мог случайно или специально покупать платные приложения.

✳️6. Разнообразьте среду ребенка. У него должна быть интересная жизнь в реальности — это очень и очень важно!

Если ребенок с трудом принимает ограничения и закатывает истерику каждый раз, когда вы у него отнимаете гаджет — значит, он эмоционально еще недостаточно зрелый, у него не сформирован самоконтроль. Если дошкольник вялый и капризный, не знает чем заняться и постоянно просит планшет, жалуясь, что ему скучно — в этом случае гаджеты лучше совсем исключить на какое-то время из его жизни.

Ребенок должен научиться получать удовольствие от других занятий, игр, чтобы избежать риска формирования зависимости от техники. Скорее всего, родителям придется пережить несколько неприятных и непростых дней, когда ребенок может устраивать истерики и требовать планшет, но если это выдержать, то ребенок начнет учиться развлекать себя другими занятиями.

Следить или не следить — вот в чем вопрос

Многие родители сейчас сталкиваются и с этической стороной в вопросах использования детьми гаджетов. Если они подарили ребенку смартфон или ноутбук — то есть отдали технику ему в собственность, — имеют ли тогда они право ограничивать время пользования, проверять содержимое почту, читать переписку? Здесь важно помнить, что родители отвечают за жизнь и здоровье ребенка по закону — за то, чтобы ребенок спал ночами, а не сидел за компьютерными играми во вред своему здоровью. Поэтому в ситуации, когда есть явная и прямая угроза здоровью ребенка — да, родители могут вводить ограничения и контролировать. С другой стороны, ребенок имеет право на уважение и приватность, на то, чтобы никто без спроса не лез в его личную переписку, точно так же, как и на то, чтобы никто без стука не входил в его комнату.

Тревога родителей, чьи дети выходят в интернет и соцсети, вполне понятна, ведь неизвестно, с чем может столкнуться ребенок. Однако вместо контроля гораздо эффективнее профилактика. С детьми, которые уже пользуются соцсетями, будут полезны следующие правила:

✳️1. Рассказывайте о том, как устроены социальные сети.

✳️2. Учите, что все может оказаться обманом: никогда точно не известно, кто находится по другую сторону экрана, какой бы ни была фотография.

✳️3. Учите не разглашать личную информацию (адрес, номер школы, номера телефонов, где работают родители и т.п.), не высылать свои фото, особенно в обнаженном виде. Выдумайте вместе с ребенком имя и фамилию, которым они будут пользоваться в интернете, чтобы не разглашать личную информацию там, где это не нужно.

✳️4. Расскажите про троллинг и кибербуллинг — когда, например, с помощью специальных программ голову ребенка пририсовывают к каким-нибудь непристойным изображениям и начинают угрожать, что отправят всем его друзьям. Обсудите, что делать, если такое случилось (идти к родителям!).

✳️5. Расскажите про защиту личных данных, настройки приватности и доступа. Предупредите о возможном взломе и обсудите, что делать в таком случае (и снова — идти к родителям!).

✳️6. Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это теплая атмосфера в семье, друзья и интересные события вне школы и семьи (соревнования, поездки, концерты, хобби), чтобы в случае беды ребенок не боялся прийти к маме и папе и все рассказать начистоту.

Источник