Connect with us

Hi, what are you looking for?

Психология и отношения

Педсовет для родителей выпускников. Нужно ли ругать за плохие оценки ЕГЭ?

Педсовет для родителей выпускников. Нужно ли ругать за плохие оценки ЕГЭ?

Педсовет для родителей выпускников. Нужно ли ругать за плохие оценки ЕГЭ?

Дети стали получать первые оценки в сезоне ЕГЭ и ОГЭ-2023. И далеко не всех родителей они радуют. Как правильно отреагировать на плохую оценку? Совет читателям aif.ru дала директор Института клинической психологии и социальной работы, заведующая кафедрой клинической психологии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Минздрава России Вера Никишина:

— Июнь — время сдачи экзаменов, томительного ожидания результатов, подготовки к вступительным. У вчерашних школьников скоро наступит еще один важный период — поступление. Часто родители переживают за результаты экзаменов больше, чем их дети. Разбираемся, как вести себя, если ребенок «завалил» экзамен, и почему обвинения — не лучшая стратегия.

Обвинения — это всегда про страхи и переживания самих родителей. Они демотивируют, поскольку их исход — либо стратегия избегания («вообще ничего не хочу делать»), либо стратегия обвинения («вы меня достали, и я тоже вам назло не буду ничего делать»). Родителям важно сделать паузу и позадавать себе вопросы, что беспокоит именно их в момент перед процедурой. Не исключено, что это просто личные страхи, ассоциации прошлого опыта самого родителя, его собственных неудач.

Результат экзамена действительно может быть разным — и хорошим, и плохим. Он может быть и просто низким по баллу или не соответствовать ожиданиям и планам родителя. Я встречала родительскую реакцию, когда ребенок сдал экзамен по профильной математике на 87 баллов, и мама была в шоке, поскольку в своих ожиданиях она видела его со 100 баллами ЕГЭ и уже ясно представляла его на форумной площадке для медалистов и стобалльников. Тогда она наконец-то могла бы испытать гордость за себя как за родителя и хвастаться своим ребенком перед ближайшим окружением.

Родителю нужно задать себе вопрос: «Вот ты расстроен, огорчен. На что ты так сильно среагировал?» Этот результат уже не изменить, разве что апелляция позволит пересмотреть на какое-то количество баллов, причем неизвестно, в какую сторону. Очень важно родителю оперативно справиться со своей собственной реакцией. Только после того, как он разберется с собой, можно подойти к реакции ребенка, потому что ему тоже плохо. Помимо того, что он переживает, он еще и боится реакции своего окружения — родителей, товарищей, учителей.

Родителю заблаговременно надо вспомнить о том, как он справлялся со своими переживаниями ранее. Есть большая разница в состоянии, когда человек делает вид, что спокоен, и когда он действительно спокоен. Родителю недостаточно контролировать только внешний контур реакций, ему нужно контролировать и свое состояние в целом. Это очень важно, поскольку его состояние ретранслируется на состояние ребенка. Для этого можно увеличить физические нагрузки, выполнять какие-то совместные с ребенком действия, напрямую не связанные с процедурой экзамена. Готового рецепта для всех не существует, но у взрослого человека есть опыт совладания с собой и есть действия, которые ему помогали ранее в эмоциогенных ситуациях. Это точно надо активировать в воспоминаниях и использовать.

Оцените материал










По материалам:aif.ru