Connect with us

Hi, what are you looking for?

Семья и дети

Почему ребенок стал сквернословить? Причины детской брани в дошкольном и школьном возрасте, что делать, если ребенок начал материться

Почему ребенок стал сквернословить? Причины детской брани в дошкольном и школьном возрасте, что делать, если ребенок начал материться

Почему ребенок стал сквернословить? Причины детской брани в дошкольном и школьном возрасте, что делать, если ребенок начал материться

Детский мат зачастую пугает родителей, ведь такое поведение ребенка может говорить о неблагополучии и подрывать авторитет семьи. Но какие причины на самом деле лежат в основе детской нецензурной брани и как с этим бороться?

Почему ребенок сквернословит?

Конечно, любого родителя, который столкнулся с данной проблемой, будет волновать – почему? Причин такого поведения может быть множество. Помимо внешних обстоятельств, которые влияют на эту проблему, существуют еще и возрастные факторы, которые могут порождать детский мат. В различных возрастных периодах жизни, дети могут пользоваться нецензурной лексикой в связи с определенными моментами их взросления.

•    Период от двух до пяти лет

На данном этапе развития малышей, мат выступает как бессознательное подражание. Зачастую малыши слышат мат от сверстников, родственников, прохожих на улице или знакомятся с нецензурной лексикой через средства коммуникации (телевидение, интернет).

•    Период от пяти до семи лет

В этом возрастном периоде дети отлично понимают, что некоторые слова лучше не произносить, а также прекрасно осознают, какую реакцию нецензурная лексика вызовет у взрослого окружения. Однако в этом возрасте характерно показывать свой дерзкий нрав и мат, в глазах ребенка – это эффективный способ выразить свое возмущение на тот или иной родительский запрет.

•    Период от восьми до двенадцати лет

Школьники младшего и среднего звена, у которых все время на глазах старшеклассники, всячески пытаются копировать их манеру поведения. Для детей от восьми до двенадцати лет, мат является способом самоутверждения в компании сверстников. Тем самым, копируя модель поведения подростков, они как бы заявляют окружению ровесников о своей принадлежности к старшим ребятам.

•    Период подросткового возраста

Подростковый возраст – один из сложнейших этапов взросления в возрастной психологии. Половое созревание, переходный возраст, первая любовь и еще масса испытаний, свалившихся на вчерашнего ребенка, делает его более эмоциональным, ранимым, придирчивым к себе и окружающим. Подросткам необходимо  выплескивать свои эмоции и с этой целью они зачастую обращаются к нецензурной брани. Мат – это средство самозащиты, способ отгородиться от нападок внешнего мира, скрыть свою слабость и беспомощность.

Помимо возрастных особенностей, нецензурная лексика у ребенка может быть вызвана внешними обстоятельствами. Основными причинами детского мата являются:

•    Мат распространен в окружении ребенка

•    Малый словарный запас ребенка

•    Отсутствие специальных знаний по «легальному» выплеску своих эмоций

•    Наличие мата в лексиконе авторитетного для ребенка человека

•    Активное использование нецензурной лексики семьей

•    Чрезмерное психологическое напряжение, стресс

•    Последствия полового созревания, яркое переживание романтических чувств

•    Авторитарный стиль воспитания в семье, то есть жесткие запреты и требования по отношению к ребенку

•    Недостаток внимания со стороны родителей

Причин множество, и не всегда родители могут правильно определить причину появления нецензурной лексики у ребенка.

Мат глазами ребенка

Если для взрослых мат обозначает низкий уровень культуры и воспитания, то дети воспринимают нецензурную лексику совершенно по-другому. Для ребенка мат может иметь следующие значения:

•    Сознательное или бессознательное оскорбление человека, с целью обидеть

•    Средство демонстрации психологического напряжения

•    Способ показать себя взрослее

•    Сознательное выражение протеста, демонстрация дерзкого поведения

•    Способ войти в «авторитетную» для ребенка компанию

•    Бессознательная защита от психологической травмы

•    Способ пережить первую романтическую привязанность

Можно сделать вывод, что детская нецензурная брань не всегда является исключительно отсутствием воспитания и неблагополучия семьи.

Как нельзя реагировать на детский мат?

Основными ошибками в коррекционной работе с ребенком, который использует в своей речи мат, являются:

1.    Непоследовательность в воспитании

Самая частая ошибка, которая, по сути, является неким злоупотреблением своим статусом родителя и взрослого человека. Если ребенку запретить ругаться матом, но не распространять этот запрет на семью и ближайшее окружение, то попытки перевоспитания будут не эффективны.

2.    Попытка пристыдить

Попытка пристыдить ребенка, особенно при людях, является лишь методом самоутверждения родителя, оправданием свое беспомощности. Такое эгоистичное поведение по отношению к ребенку может привести к психологическим травмам и расстройствам.

3.    Обобщение

К обобщению относится уход от темы. Зачастую, услышав бранное слово у ребенка, родители начинают ругать его за все его недостатки и прошлые ошибки.

4.    Наказание без пояснений

Если наказывать ребенка без пояснений о причине, то такой способ перевоспитания приведет не к решению проблемы, а к элементарной негативной реакции на запрет.

Категорически нельзя использовать физическое наказание, напоминать ребенку о проступке и пускать проблему своим ходом.

Ребенок ругается матом: правильная реакция на детскую брань

Когда человек узнает, что его ребенок ругается матом, то его одолевают естественные эмоции: негодование, стыд, злость. Нужно взять себя в руки, успокоится и действовать в соответствии с нижеописанными рекомендациями:

1.    В разговоре с ребенком необходимо держать себя спокойно и твердо, избегая грозного взгляда, обвинительной интонации, повышенного голоса.

2.    Сообщить ребенку, что его сквернословие – уже не секрет;

3.    Поинтересоваться у ребенка, что побудило его использовать мат, попытаться вместе разобраться в его проблеме;

4.    Помочь ребенку задуматься о последствиях такого поведение, проанализировать, как нецензурная лексика повлияла на изменение отношений ребенка с семьей и его окружением;

5.    Раскрыв проблему, необходимо заняться ее устранением;

6.    Помочь ребенку найти способ наладить испорченные отношения, принести извинения перед теми, кто мог стать свидетелем такого поведения, научить ребенка выражать свои эмоции приемлемым способом.

Как отучить ребенка материться?

Что делать, если ребенок ругается матом? Отучать или закрыть глаза и смириться? Необходимо обратить внимание на важный фактор в коррекции такого поведения у ребенка – нецензурная лексика в семье. Ни одна методика, совет или коррекционная работа не будет эффективной, если языковая среда ребенка богата бранью. Если мат в семье – это норма и обыденность, то сильное желание исправить своего ребенка должно начинаться с воспитания собственной культуры.

Также, одним из главных факторов нецензурной лексики, является неумение выражать свои эмоции и чувства. Кстати, этот момент касается не только детей, но и взрослых. Необходимо формировать у ребенка навык конструктивного разговора и изучать упражнения, которые помогут выйти из состояния агрессии и обиды.

Не следует уподобляться авторитарному или попустительскому стилю воспитания, нужно в меру следить за окружением ребенка и его психологическим состоянием.

В заключение стоит отметить, что нецензурная лексика у ребенка еще не означает отсутствие культуры и может возникнуть по массе причин, связанных с взрослением и сопутствующими ему проблемами.

Источник