Connect with us

Hi, what are you looking for?

Психология и отношения

Синдромом выученной беспомощности у детей и взрослых: как преодолеть

Война оставляет не только видимые шрамы. Она травмирует психологически, порождает чувство бессилия и неверие в то, что жизнь может/должна продолжаться, несмотря на увиденное и пережитое. Такое психическое состояние называется синдромом выученной беспомощности, и его рискуют «подхватить» как дети, так и взрослые. Как распознать выученную беспомощность и что делать, чтобы ее преодолеть?

Что такое обученная беспомощность?

Синдром выученной или усвоенной беспомощности – это состояние, которому подвергаются как люди, так и животные, оказавшиеся в условиях, когда приходилось ждать боли, дискомфорта или угнетения без возможности избежать этого. 

Чтобы понять, как появляется выученная беспомощность, представьте циркового слоненка, который с детства приковывали к дереву. Сначала животное упорно пытается разорвать цепь, однако каждая попытка приносит только боль и раны от врезающихся в кожу оков. После недель неудачных попыток слоненок перестает пытаться освободиться. Урок усвоен – «цепь сильнее, и от моих действий ничего не зависит». Это и есть синдром выученной беспомощности.

У людей усвоенная беспомощность проявляется полной апатией к жизни – когда попытки ее улучшить нивелируются, потому что кажутся тщетными, а будущее – беспросветным. Другими словами – это состояние, когда человек постоянно живет с «опущенными руками».

Читайте также: Что делать, если опускаются руки: 3 совета

Чему возникает выученная беспомощность?

Предпосылки обычно закладываются еще в детстве. Как ни странно, но беспомощности детей могут «обучать» даже родители или опекуны, которые систематически игнорируют или должным образом не реагируют, когда ребенок нуждается в помощи.  

Синдром выученной беспомощности может стать угрозой в будущем и для детей, которые пережили или были свидетелями психологического или физического насилия дома. 

В детстве выученная беспомощность часто проявляется в школе. Если ребенок усердно учится, но, в конце концов, выполняет задание плохо, он может чувствовать себя безнадежным. Взрослые часто «подливают масла в огонь», ругая его за это в деструктивной манере.

Кто из детей в наибольшей группе риска?

Прежде всего, это дети, пережившие психологическую травму, связанную с войной – видели, как погибли или пострадали их родители или близкие люди. Они испытывали страх взрослых и были свидетелями того, как люди, являющиеся для них гарантом безопасности, не смогли себя защитить.

Выученная беспомощность может поразить детей с оккупированных территорий, которые прятались в подвалах и испытывали бессилие перед обстоятельствами – не только свое, но и находившиеся с ними взрослых. 

В такие моменты ребенок теряет базовое чувство безопасности, которое необходимо ему для нормального развития, поэтому очень важно, чтобы взрослые могли справиться, прежде всего, со своими чувствами.

Если у родителей опустились руки, дети это чувствуют, и для них это очень травматический опыт. Если родители нервничают, не спят, плачут, тоже самое будут делать и дети. Когда родителю становится легче, ребенок также станет более уравновешенным.

Совет взрослым: Сначала помогите психологически себе, разберитесь со своими чувствами. Детская психика способна исцеляться быстро, но при условии, что ребенок находится с психологически уравновешенным взрослым, который может справиться со своими чувствами. 

Симптомы синдрома выученной беспомощности у детей

Перечислим ключевые «колокольчики» усвоенной беспомощности, которые в будущем могут перерасти в несостоятельность делать шаги, чтобы строить свою жизнь. 

«Не могу»

Один из симптомов выученной беспомощности, когда ребенок часто говорит «я не могу». Даже если речь идет об изучении стиха, песни или выполнении домашнего задания. 

«Не хочу»

Вторым симптомом является снижение активности и инициативы попробовать что-то новое или делать то, что способствует развитию ребенка. 

Часто от ребенка можно услышать «я не хочу учиться петь/играть в футбол/лепить из пластилина», что способствует развитию. А на вопрос «Что бы ты хотел(а) делать?» ребенок либо не может ответить, либо называет активность, которая не способствует развитию – например, сидеть в телефоне, смотреть мультики или сериалы. 

За этим «не хочу» в действительности скрывается «не могу». Когда ребенок не верит в свой успех, то, чтобы не чувствовать себя неудачником, легче сказать «я не хочу это делать». 

«Всегда»

Третий симптом – когда ребенок говорит о себе отрицательные вещи и часто добавляет слово «всегда», тем самым подчеркивая неверие в собственные силы:

  • «я всегда совершаю ошибки», 
  • «я всегда получаю плохие оценки», 
  • «я, как всегда, пришел последним», 
  • «я всегда такой неаккуратный» и т.д. 

«Никогда»

Четвертый симптом выученной беспомощности – когда ребенок говорит о чем-то положительном – желании или мечте – и добавляет, что ему «никогда» этого не достичь или что такого «никогда» не было в его или ее жизни:

  • «я никогда не смогу научиться этому», 
  • «я никогда не буду лучше», 
  • «меня никогда не любили», 
  • «сколько ни старайся, все равно не получится» и т.д. 

На этом этапе дети часто не могут довести до конца даже малейшее и посильное им дело. Особенно если не вышло с первого раза. 

Если не обращать внимания на это и не поддержать ребенка, то может случиться так, что подсознательно у него будет установка «от моих стараний ничего не зависит, все должно получаться быстро и легко, а если так не происходит, значит мне не повезло и я неудачник». 

Какие последствия может породить синдром выученной беспомощности?

Медицинские работники обычно считают выученную беспомощность типом расстройства мышления, а не состоянием психического здоровья. Однако именно этот синдром может способствовать или усугублять симптомы психических заболеваний, включая посттравматическое стрессовое расстройство или депрессию, которые могут появляться у детей из-за войны. 

Со временем обретенная беспомощность может повлиять на продуктивность ребенка в школе. Например, исследования ученых Университета Мерсина и Измирского университета демократии показывают, что выученная беспомощность, тревога и низкая самоэффективность могут негативно повлиять на успешность в определенных учебных предметах, в частности в математике. 

Кроме ухудшения успеваемости в обучении, дети, у которых в подростковом возрасте развивается выученная беспомощность, также могут перенести эти практики во взрослую жизнь. Это может негативно отразиться на самореализации и социальной адаптации, что ухудшит психологическое благополучие.

Синдром выученной беспомощности, если с ним не работать, часто приводит к депрессии и суицидальным мыслям. 

Жизнь, в которой человек не воплощает свои мечты, не использует весь свой потенциал, похожа на цветок, который завял будучи бутоном. И причина этого скрывается в психике. Все это возможно изменить.

Читайте также: Мы выбираем кем быть – беспомощной жертвой или творцом жизни

 Как взрослым помочь ребенку преодолеть выученную беспомощность? 

Предоставляем простые, но важные и действенные советы, как родителям или опекунам детей, переживших травматические события, помочь им преодолеть выученную беспомощность.

Говорите о чувствах, чтобы их было легче пережить

Взрослым стоит делиться своими чувствами с ребенком, чтобы он также мог открыться. Например: «Мне тоже бывает грустно и страшно». 

Если у вас был похож опыт переживания определенных событий, расскажите об этом ребенку – опишите, как вы себя чувствовали. Это поможет ему осознать, что бояться – нормально, это не признак слабости. 

Когда мы проговариваем свои чувства, то даем себе право их испытывать, а не убегаем и не пытаемся втолкнуть эти чувства вглубь себя. Это единственный путь, ведущий к исцелению той раны, которая продолжает болеть и не позволяет нам полноценно жить. 

Сочувствуйте, но не жалейте

Взрослым не стоит оказывать детям «медвежью услугу», постоянно проявляя жалость. Ребенку, который, например, пережил оккупацию, нужно сочувствовать и с пониманием относиться к тому, что он чувствует. 

Взрослым стоит постоянно держать в голове и «тренировать» такую мысль: То, что произошло – ужасно, но он чудесный, сильный, талантливый ребенок и может справиться со всем, с чем пришлось столкнуться. И добиться всего, чего хочет и жить полноценной счастливой жизнью. Даже если мне сейчас так не кажется. 

Помните: жалость может научить беспомощности, поэтому не следует делать все за ребенка. Задача взрослого – вернуть ребенку чувство контроля над своей жизнью, потому что это единственный путь к исцелению. Ребенок должен самостоятельно, но при поддержке родителей/опекунов вычеркнуть «не» из вышеописанных «симптомов» и осознать: «я могу это сделать» и «я могу на что-то влиять в своей жизни».

Систематически давайте ребенку посильные задачки, например, помощь по дому: кормить кота, застилать кровать и так далее. 

Хвалите ребенка

Каждый раз, когда сын или дочь выполняют малейшую посильную работу, не забывайте их похвалить. 

Готовьте еду вместе и разговаривайте, просите помощи у ребенка и говорите как хорошо он или она вам помогает. 

Говорите ребенку «давай вместе быстренько уберем, приготовим еду а потом поиграем или посмотрим фильм» — даже это будет возвращать ощущение, что ребенок может влиять на свою жизнь и от него что-то зависит.

Живите по расписанию

Одним из факторов, который может вернуть ребенку чувство контроля над своей жизнью, является распорядок дня. Четкое понимание того, что его ждет сегодня или завтра разгружает нервную систему и возвращает базовое чувство безопасности. 

Все в нашем мире имеет свой ритм. У природы – день-ночь, весна-лето-осень-зима. Когда жизнь ребенка имеет определенный ритм или расписание, когда он просыпается и ложится спать в одно и то же время, когда знает, что делать после того, как проснулся – нервная система успокаивается, потому что знает, что ждать от будущего. 

Подвергайте логическому сомнению негативные фразы ребенка

Когда ребенок говорит «не могу», взрослым не следует ругать его и заставлять что-либо делать. Вместо этого стоит заметить: «Если у тебя что-то не получается сразу, это не значит, что ты не можешь – тебе просто нужно больше времени, чтобы научиться, и это нормально».

Когда ребенок говорит «я всегда совершаю ошибки», наведите контраргумент, например: «А я слышала, как ты выучил стихотворение и рассказал его без всякой запинки». При этом стоит найти тот пример из жизни ребенка, где у него хорошо получилось что-то сделать.

На фразу «сколько не старайся, все равно не получится», можно сказать, что «когда-то ты был маленький и не умел ходить, ты падал много раз, но каждый раз вставал и пробовал дальше – сейчас ты бегаешь». Объясните, что если бы ребенок после нескольких падений прекратил делать новые попытки, так он бы так и не научился ходить.

Если у ребенка что-то не получается и вы видите, как он теряет веру в себя, следует переместить фокус внимания с результата на удовольствие от процесса. К примеру, если у ребенка не получается решать задачи по математике, расскажите, для чего этот предмет ему нужен в жизни. 

Знания по математике могут нам дать возможность строить большие здания или даже рисовать с правильными пропорциями. Когда у ребенка проснется интерес к предмету, он будет учиться не для того чтобы иметь высокие оценки, а потому что ему интересно. 

Синдром выученной беспомощности у взрослых

Здесь стоит напомнить, что становление личности каждого из нас происходит с детства. Обретенная беспомощность не появляется после неудачных собеседований на вожделенную вакансию или не завоеванного 1-го места на спортивных соревнованиях. Жить «с опущенными руками» часто нас «учат» с детства.

Существует два фактора, способствующих развитию приобретенной беспомощности – поведение родителей как личностей и их отношение к ребенку.

Если у взрослых есть синдром выученной беспомощности, то он будет и у детей. Вероятность – около 80%. Все потому, что дети копируют поведение родителей. Даже если взрослые постараются воспитывать их по-другому и утверждать «ты все сможешь», но сами будут жить с комплексом неполноценности, он будет прививаться и ребенку.

Не только действия (или бездействие) родителей влияют на формирование адекватной оценки собственной способности уже во взрослом возрасте, но и их слова. Например, когда родители говорят, что «успех — это не для нас». Такие утверждения взрослые могут применять и к ребенку, например заявляя, что определенные вещи — «лишь для состоятельных» или аргументируя успехи других детей тем, что он/она » дочь/сын директора, артиста, бизнесмена и т.д.».

Также ярким проявлением выученной беспомощности является позиция, когда человек относит себя к «низкому по статусу слою населения», которому заранее что-то «не положено делать». И при этом даже не пытается добиться успеха, потому что уже «знает», что ничего не получится. 

Обретенная беспомощность уже во взрослом возрасте часто препятствует самореализации. Даже если мужчина или женщина – талантливые, умные личности, они часто не стремятся или даже запрещают себе претендовать на высокую должность или требовать повышения заработной платы.

Люди с синдромом выученной беспомощности могут злоупотреблять алкоголем или имеют другие вредные привычки. Таким образом, они убегают от того, на что, как им кажется, они не могут влиять в жизни.

Впрочем, синдром обученной беспомощности может возникать и уже взрослого человека. В частности, из-за событий, пережитых во время полномасштабной войны.

Как и кого война «научила» быть беспомощными?

В самой большой группе риска оказались украинцы, пережившие оккупацию, потерявшие жилье и/или дело своей жизни, близкого человека. В таких условиях люди начинают чувствовать и верить в то, что полностью потеряли контроль над собственной жизнью.

Одним из проявлений выученной беспомощности может быть приобретенный и необоснованный страх, например, звук взлетающего самолета может напоминать звук летящей ракеты, резкий хлопок от допнувшего воздушного шарика — звук выстрела и т.д. 

Тем, кто физически и психологически пострадал в результате войны, стоит обращаться к психотерапевтам за помощью.

Существует ли «лекарство» от приобретенной беспомощности?

Лекарств как таковых, конечно, не существует. Однако взрослые могут избавиться от выученной беспомощности, если начнут действовать и постепенно учиться влиять на разные аспекты жизни.

Прежде всего не нужно ставить перед собой целей, которые кажутся заоблачными. Вместо этого следует начинать возвращать ощущение контроля над жизнью здесь и сейчас, и делать это систематически.

Спросите себя – «что от меня зависит именно сейчас?»

То есть не думать о том, что «я не могу достичь», а сконцентрировать свое внимание на том, что вы можете сделать сейчас, сегодня, чтобы улучшить свою жизнь.

Спросить себя: Что может мне помочь почувствовать себя лучше? И сделайте это». 

Вы можете улучшить собственное здоровье, а не пытаться похудеть на 20 килограммов за один месяц. Это не значит, что нужно пройти все возможные обследования у врачей. Начните с «малого» – употребляйте полезную еду, начните посещать спортзал, найдите время для хобби, которое доставляет удовольствие.

Обычные вещи также помогают возвращать ощущение контроля не только детям, но и взрослым. Это может быть даже уборка квартиры, создание уюта в доме, готовка любимых блюд.

Очень важно не сконцентрироваться на большой цели, а начать делать маленькие шаги – то, что от вас зависит именно сейчас. Делать то, на что вы можете влиять. Когда человек начинает выполнять даже маленькие дела, его сила увеличивается, а выученная беспомощность – начинает таять.

Если во время процесса «прощания» с выученной беспомощностью возникают мысли о том, что «ничего не получится», не пытайтесь убедить себя в обратном словами «я смогу». Лучше договариваться с собой менее радикально – предположить, что вы ничего не потеряете, если попытаетесь достичь желаемого.

Наибольшая проблема людей с выученной беспомощностью в том, что они даже не пытаются предпринимать усилия для достижения цели. И искоренить этот синдром можно только обратным путем. Лекарство от обученной беспомощности – это действие. 

Перевод для

Источник