Connect with us

Hi, what are you looking for?

Психология и отношения

Талантам надо помогать. Как развить сильные стороны ребёнка

Талантам надо помогать. Как развить сильные стороны ребёнка

Талантам надо помогать. Как развить сильные стороны ребёнка

Бытует мнение, что основа для развития талантов ребёнка закладывается в первые 3 года жизни. Неужели после этого всё потеряно?

Наш эксперт – психолог, коуч Альберт Дашунин.

На детской площадке родители делятся передовым опытом, обсуждают кружки и секции, в которые ходит их годовалый малыш. А как иначе? Не успеешь сейчас – значит, собственными руками зароешь в землю талант своего чада. Так ли это?

Дошкольный и ранний школьный возраст

0–2 года 

Ребёнок учится осознанно воспринимать мир, взаимодействовать с ним физически. Малыш начинает экспериментировать с предметами, находит связь между своими действиями и следующим за ними результатом. Мозг развивается очень активно, но внимание ещё рассеяно, малыш быстро отвлекается, переключается с одного дела на другое.

В этом возрасте важны развивающие занятия, общение с близкими людьми. Таким образом ребёнок закрепляет первый опыт, получает главные уроки жизни.

Главная задача родителей – установить тесный эмоциональный контакт, доверительную связь с малышом. Всё это в дальнейшем по­влияет на его самооценку, ощущение безопасности.

3–5 лет 

Начинается интенсивный период развития. Закладывается фундамент личности. Пока не сформирована концентрация внимания, трудно понять, к чему у малыша склонность. Но ребёнок уже становится более сосредоточенным, любознательным, появляются первые увлечения, заинтересованность конкретным видом творчества. Это период познавательного развития: малыш задаётся вопросами – почему движется машина, что находится внутри у куклы, что ждёт за горизонтом?

Главная задача родителей – дать малышу право выбора, чтобы он мог самостоятельно принимать решение (естественно, в рамках допустимого). Ребёнок поймёт, что его мнение важно, к нему прислушиваются. А это необходимо для самопознания, проявления истинных талантов, которые заложила природа.

В этом возрасте становится понятно, как малыш лучше воспринимает информацию, какой способ передачи данных более доступен и интересен для него. То есть уже можно и нужно определить, кто он: кинестетик (познаёт мир через ощущения), визуал (познаёт мир через зрительные образы), аудиал (познаёт мир через слова, звуки).

6–10 лет 

Укрепляется логическое мышление. Ребёнок начинает всерьёз чем-то увлекаться (динозаврами, машинами, растениями). Он классифицирует объекты, выстраивает между ними связи.

Активно развиваются лимбическая система (участвует в регуляции эмоций, сна, памяти) и лобная доля головного мозга (отвечает за рациональное мышление). Появляются более осознанные увлечения, формируется интерес к определённым занятиям, в которых ребёнок демонстрирует сильные стороны, уровень своих умений. Уже очевидны и основные черты характера.

Главная задача родителей – дать возможность ребёнку заниматься тем, что ему нравится, попробовать себя в разных видах деятельности.

В познании себя очень важны ролевые игры с игрушками. Благодаря таким играм малыш учится понимать нормы, границы и ценности. Он отыгрывает разные социальные роли, тем самым лучше познавая мир.

Ранний и средний подростковый возраст (11–14 лет)

В предыдущий период ребёнок по­пробовал свои силы в разных направлениях деятельности и уже более или менее понимает, к чему лежит душа, что нравится, а что категорически нет. Теперь придётся прикладывать больше усилий, чтобы добиться хорошего результата. Начинаются первые сложности, появляются первые серьёзные поражения. Но они необходимы – это та база, на которой в дальнейшем будет развиваться талант, закрепляться полученные знания.

В это время в мозге ребёнка происходят глобальные перемены – к 12 годам количество серого вещества достигает максимума. Но за таким бурным интеллектуальным ростом следует длительный спад. Это помогает укрепиться нейронным связям в различных областях мозга. Ребёнок становится более восприимчивым к обучению, сконцентрированным.

Главная задача родителей – предоставить ребёнку возможности и ресурсы для развития способностей уже на более высоком уровне. Специальные секции, кружки, школы – важные помощники в развитии талантов. От родителей потребуется больше времени, энергии и финансов для поддержки способностей.

Сейчас уже очевидны сильные стороны личности подрастающего человека, и родители должны вовлекать его в процесс, который раскроет потенциал, поощрять увлечения и оказывать информационную поддержку – вместе смотреть фильмы, читать книги и т. д.

Старший подростковый возраст (15–17 лет)

Ребёнок достигает высокого уровня в тех областях, в которых он развивался. Сильные стороны личности, таланты – это уже ресурсы, и их можно использовать для реализации целей.

Главная задача родителей – продолжать поддерживать ребёнка, но немного отступив назад и не мешая ему. Он уже сформировавшаяся личность, теперь выбор делает только сам, и нужно уважать его за это.

Даже если таланты или развитые навыки в будущем не приведут ребёнка к достижениям, сам процесс внёс огромный вклад в формирование личности. Уже подросший человек уверен в полученных знаниях, понимает свои слабые и сильные стороны, что поможет его саморазвитию.

Никогда не поздно

Человек совершенствуется всю жизнь. Часто взрослые люди, окончив институт, работают не по специальности и добиваются больших успехов. Важные критерии развития таланта – интерес и сила желания человека.

Никто не сможет предсказать, кто на самом деле поднимется на вершину и в полной мере раскроет свои природные способности. Но очевидно одно: для развития талантов необходимы:

  • поддерживающая благоприятная среда;
  • на ранней стадии восхождения – одобряющий учитель, который сам хорошо знает специфику дела;
  • сочетание внешней и внутренней мотивации человека, формирование привычек для достижения желаемого;
  • ежедневная практика.

Важно!

В первую очередь нужно понимать, как развивается мозг ребёнка. Ведь способности не проявляются одновременно. Здесь всё взаимосвязано: физическое, эмоциональное и познавательное развитие. Прогресс интеллекта тоже не линеен: за резким скачком следует длительный спад или даже откат. Зная особенности развития ребёнка на разных этапах, стоит делать упор на той стороне личности, которая в данный момент более активна. В этом случае талант проявит сам себя.

Оцените материал










По материалам:aif.ru