Владимир Путин поручил к 1 июля 2024 года разработать механизм защиты учителей от травли в соцсетях. Это часть общей, уже начатой работы по повышению престижа учительской профессии в обществе. Ещё в декабре президент подписал закон о статусе педагога. В документе прописали право учителя на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. До этого такие права были только у учеников.
Боятся идти в класс
«Педагоги признаются, что порой просто боятся идти в класс, — говорит 1-й зампредседателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. — Жалуются, что находятся иногда в уязвимом положении и никак не защищены от цифровых угроз со стороны учеников. Первый шаг, направленный на защиту учителя, мы уже сделали — ограничили использование мобильных телефонов в школах. Теперь проработаем вопрос их защиты от травли в соцсетях. Это позволит оградить педагогов от оскорбительного поведения со стороны некоторых детей и провокаций».
«Педагог, наставник — это стержень общества. Он работает на страну, которая будет через 20–40 лет. И защита его — вопрос стратегический, — считает педагог, офицер-воспитатель кадетских классов Илья Ипатов. — По моему мнению, педагог должен быть приближен по статусу к госслужащему. Мы начали правильно. Избавились от формулировки „образовательная услуга“ в законе. Но, к сожалению, по инерции соответствующее отношение ещё долго будет оставаться. Кстати, некоторое время назад я был на совещании, которое называлось „Ученикоцентричность современной школы“. Это, опять же, термин из сферы услуг, когда мы пытаемся угодить всем потребностям ученика».
Ипатов рассказывает, как был свидетелем скандала, когда ученики (вместе с родителями) позволили себе в интернете непотребные высказывания. Началось разбирательство. Директор заступилась за педагога. Но со стороны вышестоящего руководства до школы донесли буквально следующее: если выиграете суд, живёте, как жили, если проиграете — освобождайте свои рабочие места.
«Такое отношение в духе „клиент всегда прав“ в школе опасно и страшно, — считает он. — Если учитель станет человеком подневольным, то всё дело погибнет. Суворов говорил: армией управляют генералы и сержанты. Учитель в этом смысле как сержант. Он получает своё „отделение“ в 20–30 человек. Надо сделать так, чтобы он спокойно работал, а не жил в страхе, что его кто-то опорочит. Что касается детей, то им нужно прививать правила поведения не только на улице, но и в интернете. Пока такой культуры не сформировано. А если нет правил, то нет культуры и нет ответственности за содеянное».
Повысят статус. А доход?
Безусловно, чтобы повысить статус учителей, нужно ещё и платить им достойные зарплаты. Да, хорошо платят в столице, в некоторых крупных мегаполисах, но средняя картина по стране — 45 тыс. рублей в месяц (данные Росстата за 2023 год). Впрочем, если изучить вакансии на сайте «Работа России», цифры будут ещё меньше. Например, учителю математики в лицее Димитровграда Ульяновской области предлагается зарплата в 19 242 рубля. Учителю русского языка и литературы в одной из школ Кемеровской области готовы платить 30 000. Учителю биологии в Курганской области — 25 000, учителям физики, химии и биологии в Ангарске — 25 987 рублей. В целом в регионах предлагаемые зарплаты укладываются в диапазон 20–40 тыс. рублей при наличии почти 25 тыс. вакансий. В среде нынешней прагматичной молодёжи, нацеленной на высокие доходы, вряд ли это может говорить о высоком статусе профессии.
Педагоги со странностями
Но есть и другая сторона медали.
«Да, учителей надо защищать от нападок не совсем адекватных учеников и родителей, но бывают и учителя не слишком адекватные, — считает председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — И приходится тогда уже защищать родителей и учеников. Поэтому нужно говорить в целом о проблеме школьной травли. Для её решения необходимо вводить систему независимой психологической и практической помощи, которая могла бы быть посредником между сторонами. Это непросто. Школа не любит, когда кто-то со стороны вмешивается в образовательный процесс. Обычно администрация старается не выносить сор из избы».
Возможно, и самим педагогам нужно что-то менять. Ведь не секрет, что есть учителя, которые приходят в школу только за зарплатой. Их не интересуют ученики, они не пытаются узнавать что-то новое, а на уроках сидят в телефонах, пока дети пишут бесконечные проверочные и самостоятельные. Дети это прекрасно видят. И делают выводы.
Наставник или обслуга?
Супруга одного из наших корреспондентов (фамилию по понятным причинам не будем называть) четверть века работает учителем. Ей и слово.
– Я пришла работать в школу 25 лет назад – в конце 1990-х. Зарплаты были мизерные, годы шальные, но мне и в голову не приходило отказаться от профессии. Считала, что у меня особая миссия. Собственно, и отношение тогда к учителю было по большей части уважительное. Во всяком случае, в моём кругу. Дети не позволяли себе откровенных издевательств, родители просили, а не требовали.
После многочисленных реформ педагогам добавили денег и обязанностей, но превратили их в бесправных людей, в обслугу, лишённую защиты. Чиновники от образования чаще всего выполняют карательную функцию – достаточно анонимной жалобы, чтобы поставить пятно на репутации. Не раз наблюдала, как из-за этого моих коллег лишали нагрузки и классного руководства, по сути доходов, а иногда и просто вышвыривали.
Не покидает ощущение, что с развитием технологий и появлением интернета, где можно найти любую информацию, учитель стал сервис-менеджером, натаскивающим школьников на сдачу ОГЭ и ЕГЭ. Не очень понятно, зачем он нужен, если можно всё нагуглить, уверены некоторые родители.
У меня нет вопросов к детям. Откровенных лентяев и лоботрясов мало, да и были они всегда. Но если раньше родители шли в школу спрашивать совета, то сейчас всё чаще идут строчить кляузы. Итоговая двойка за четверть – педагог некомпетентен, не смог дать знания ребёнку.
Да, бывают справедливые жалобы. В основном из-за больших объёмов домашних заданий. Когда в 5-м классе учитель географии даёт задание «выучить к следующему уроку 60 крупных рек России», ничего, кроме стресса, ребёнку это не даёт. Но я всё чаще слышу, как мстят неудобному учителю. Из-за этого большинство коллег поудаляли аккаунты в соцсетях – невинный пост элементарно превращается в орудие травли. При этом администрация школы на моей памяти никогда не вставала на сторону учителя. Главное – избежать вопросов от вышестоящих органов. Поэтому «виновного» убирают, что никак не влияет на мотивацию двоечника. Страдают лишь остальные дети, которые успели привыкнуть к педагогу, установить с ним контакт.
Оцените материал
По материалам:aif.ru